Долгая дорога домой
Асель Жумахметова в 14 лет при живых родителях получила официальный статус сирота. В 2015 году девушка встала в очередь на жилье. В списке сирота была в первой двадцатке, но со временем её лишь «отбрасывали» все дальше от цели. Девушка обратилась в Центр защиты прав человека, после чего ее снова пригласили в администрацию для повторной сдачи необходимого пакета документов. В конце октября 2016 года девушке сообщили, что в течение недели она сможет заселиться в положенное ей жилье. Все это время Асель скиталась по знакомым. 2 ноября 2016 года Асель вместе со своими десятью соседями, у каждого из которых за спиной такой же не простой путь, были приглашены на торжественное подписание договоров социального найма. После чего под вспышки фотоаппаратов сиротам вручили заветные ключи от квартир.
Не радужное новоселье
- С переездом пришлось затянуть, - вспоминает Асель, - пока перевезла необходимые вещи и приобрела часть мебели, прошло время. В первую же ночь в новом доме услышала, как трещат стены. С этого момента все стало происходить по накатанной: трескались стены, местами, хоть и в небольших количествах, начала осыпаться штукатурка, межкомнатные двери были закреплены лишь монтажной пеной, из-за чего выходили из косяков. При выпадении осадков потекла крыша, мокли потолок и стены. Пластиковые окна «потели», от всего этого в доме появлялся грибок. И так в каждой квартире.
Как выяснилось позже, в квартире Асель стоял газовый котел, отличающийся от тех, что были установлены у соседей. Как объяснили в последующем газовики, во время строительства оборудование оставили в ночь во дворе, а на утро обнаружили пропажу одного котла, потому пришлось покупать новый. В квартире Асель котел часто ломается и при каждом ремонте девушка оплачивает запчасти и услуги газовщиков. Зимой сироте приходилось регулярно оставаться без тепла и горячей воды. Не лучше ситуация и в других квартирах.
- В марте текущего года четыре квартиры, в том числе и мою, затопило содержимым канализации, - рассказывает Динара Ергазимова, - пока ехали сантехники, мы сами выгребали «содержимое». Рабочие осмотрели трубы и сказали, что причина происшествия в маленьком диаметре труб, да и размеры канализационных ям вызывают сомнения.
- Мы до сих пор не понимаем, в чем было дело, ведь множественные письменные и устные обращения в администрацию не приносят результатов, - продолжила Динара, - но в результате этого форс-мажора пострадали мебель и напольное покрытие, а в некоторых квартирах до сих пор сильный запах сырости.
Принятые меры
После обращения сирот в редакцию, было принято решение о взаимодействии в рассмотрении данного вопроса с надзорными органами. На встречу с сиротами мы отправились со старшим помощником прокурора Соль-Илецкого района Наталией Лизуновой. В рамках совместного выезда Наталия Сергеевна зафиксировала жалобы жильцов, а так же приняла от них письменные обращения. По данному факту будет проведена прокурорская проверка.
Границы дозволенности
Так как сироты являются социальными нанимателями, никакой проектной документации, а так же информации о техническом состоянии дома, водопроводных и отопительных сетей, они не имеют. В день нашего визита на месте оказались представители подрядчика, до которых в течение полугода не могли достучаться жители проблемных квартир. Здесь же появился директор и сотрудники управляющей компании «Тандем», с которой администрация, как собственник жилья, заключила договоры. Журналисты и представитель прокуратуры стали свидетелями диалога директора управляющей компании и рабочих, которые чинили крышу (на стыки профлиста ими укладывались пятисантиметровые полоски фольгопласта). Демонстративный разговор ни к чему не привел, но видимость неравнодушия была создана.
- Расскажите, что вы делаете?
- Я не могу сказать, как это называется.
- Вы, наверное, сэкономили и вместо накладки стыканули листы и сейчас делаете заплаточки на места стыков. Может, имеет смысл не заниматься ерундой, а уже основательно выполнить работу?
- Ничего мы не стыканули, все положено правильно, там замок на замке лежит.
- Тогда скажите в чем проблема, почему крыша протекает?
- Вот на эти замки мы сейчас кладем материал.
В момент появления на пороге дома журналистов и представителей прокуратуры, сюда в кротчайший срок приехали все, до кого сироты пытались достучаться ранее. Почему? Вопрос – открытый. Присутствовал на месте и старший мастер ВДГО. Ему мы и задали вопрос, в каком состоянии находятся газовые котлы, установленные в квартирах.
- Мы обследовали газовые котлы и обнаружили, что в некоторых квартирах перепутана подводка горячего водоснабжения (подвод го- рячей и холодной воды), нашим слесарям ничего не оставалось, как поменять трубы путем перекрещивания, - сообщил Олег Зинин.
Чьи деньги
Жилые помещения для данной категории граждан могут приобретаться на вторичном рынке. Но они должны соответствовать определенным требованиям: процент износа не более 30%, общая площадь не менее 33 квадратных метров, стоимость за 1 квадратный метр не должна превышать утвержденную, а также необходимо соответствие санитарно-техническим нормам и наличие ремонта. Сегодня найти в Соль-Илецке «однушку» на вторичном рынке дешевле 1 миллиона 200 тысяч рублей, трудно. Администрация выделяет на одну квартиру 1 миллион 13 тысяч рублей. Поэтому последние несколько лет власть предпочитает вкладываться в долевое строительство многоквартирных домов.
- В 2016 году муниципальному образовнию Соль-Илецкий городской округ были рас- пределены субвенции в размере 22 118 300 рублей, в том числе 16 683 500 рублей за счет средств областного бюджета, 5 434 800 рублей за счет средств федерального бюджета, - сообщила первый заместитель министра социального развития Оренбургской области Виктория Торукало.
Из этих денег купили 11 квартир, на что израсходовали 11 144 100 рублей. Остальные вернулись в вышестоящие бюджеты. Согласно ответу Минсоцразвития области, местный бюджет на жилье для сирот не потратил ни копейки. Возможно, в этом кроется причина такого отношения к освоению средств и к приемке новопостроенного жилья. Примеры халатного отношения к федеральным деньгам в истории округа, к сожалению, есть.
До подрядчика сироты достучаться не могут, на их письменные обращения ответов не приходит. В администрации строительство проконтролировали, по его завершению работы приняли и оплатили. Состояние квартир представители надзорных органов увидели своими глазами. Заявления приняты, проводится проверка. О её результатах мы обязательно сообщим.