Желание постоянства
Село Буранное расположено в пятидесяти километрах от Соль-Илецка, из которых тридцать – покрыты асфальтом. Численность населения села составляет чуть больше полутора тысяч человек. В селе есть большая школа, способная вместить около полутысячи учеников, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, отделения почты, «Сбербанка», МФЦ, дом культуры, православных храм. Люди в селе приветливые и не любят жаловаться. Однако есть проблема, которая заставляет говорить.
- Вот уже несколько лет у нас возникают реальные проблемы с тем, чтобы добраться до райцентра - нет общественного транспорта. Каждое утро идешь на остановку с надеждой. Именно с надеждой, потому что если транспорт и есть, то его работа носит характер «по желанию». Если сегодня попала на газель - хорошо, но завтра можешь простоять около получаса и все-таки уехать на такси, - рассказывает жительница села Татьяна.
Пенсионеры из села стараются не выезжать.
- Я уже давно в город не езжу. Но несколько лет назад помню, добраться до города и назад не было проблемой. И автобус полный был, и приезжал по графику, что сейчас произошло, не понимаю. Но это не правильно, люди должны жить, как люди, - высказала свое мнение коренная жительница села пенсионерка Людмила.
Жители не могут в больницу попасть.
- Мы здесь новоселы и на газель ни разу не попадали. В город ездим на такси. Недавно дочь заболела, по-моему, ветрянкой. Позвонила в больницу, где мне сказали, что доктор по вызову не придет, так как переживать не о чем - это всего лишь ветрянка, но если я переживаю, то могу попробовать попасть с ребенком на прием к терапевту. Тогда действительно я поняла серьезность проблемы с транспортным сообщением. Если бы в 17:00 газель ходила как положено, я бы до города доехала, а обратно на такси, - рассказала Наталья.
Свое мнение о непостоянстве пассажирских перевозок высказывают студенты из села. По их словам, уехать на учебу и приехать обратно - настоящее испытание.
Унижение человеческого достоинства
Тема с транспортным сообщением в селе Буранное поднималась и на октябрьском Совете депутатов.
- Транспорт как не ходил, так и не ходит в село. Люди ни приехать, ни уехать не могут совсем. А тот транспорт, который ходит до Буранного, я считаю, это унижение человеческого достоинства. Проехать в такой газели - это стыдно! То, что списали из города - отправили в село. Если люди из села, это же не значит, что это люди второго сорта. Грязная, раздолбанная газель - мне стыдно. Обещали людям, что транспорт будет ходить, но это безобразие полное. Захотел - приехал, не захотел - не приехал, для людей никакой информации нет, - обратилась к коллегам и присутствующим сотрудникам администрации депутат Наталья Федорова.
Наталья Николаевна представляет округ №6, в которой входит село Буранное. Вспомнив все заседания Совета депутатов, можно сказать, что Федорова показала себя как депутата взвешенного и рассудительного. Она не выходит из себя, не комментирует реплики своих коллег, не позволяет себе эмоциональных высказываний. Похоже, действительно накипело.
- А такси ездит? - прозвучал вопрос от председателя Совета депутатов Василия Васькина.
- Такси ездит, но это не всем по карману: разница 80 и 150 рублей (с места - прим. ред.) для жителей сельской местности с зарплатами в семь тысяч, конечно есть. Ни с больницы, ни в больницу люди не могут доехать. Разговаривала с главой, он сказал, что выяснит ситуацию, - ответила Наталья Николаевна.
На заседании прозвучало, что в Кумакском такая же проблема.
Замкнутый круг
Стоимость проезда до села на газели – 100 рублей, стоимость места в такси – 150 рублей. Согласно информации сотрудников Соль- Илецкой автостанции 19 октября пассажирская газель, которая ходит по маршруту «Соль-Илецк – Буранное», сломалась и с тех пор не выходит на рейс. Ситуация не удивительна, например, в сентябре машина также находилась на ремонте. Водители пассажирского транспорта по другим направлениям отмечают, что не хотели бы оказаться на этом маршруте в связи с дальностью и состоянием дороги. Есть и те, кто уверяют, что жители села не нуждаются в общественном транспорте, так как пользуются такси. Жителей Буранного такая позиция возмутила.
- Будь у нас уверенность, что газель придет по графику, мы бы пользовались общественным транспортом, - поделились жители села.
В администрации ответили, что о проблеме знают.
- Действительно на сегодняшний день предприниматель, осуществляющий пассажирские перевозки по маршруту «Соль-Илецк – Буран- ное», не выходит на маршрут в связи с поломкой транспортного средства. Основная задача, которая решается уже сегодня - это обязать предпринимателя заменить сломанный транспорт равнозначным, который будет работать на маршруте в период ремонтных работ. Со стороны администрации продолжаются работы, по восстановлению бесперебойной работы перевозчика по данному маршруту, - сообщил ведущий специалист отдела по строительству, транспорту, ЖКХ, дорожному хозяйству, газификации и связи Антон Сиднев.
Законы рынка
Как отметила на заседании Наталья Федорова: ранее с автобусами такого безобразия не было. До 2017 года за пригородное сообщение отвечало МГУП «Дружба». Автобусы муниципального предприятия ходили в Линевку, Кумакское, Саратовку, Буранное и т.д. Основным видом деятельности предприятия являлись пассажирские перевозки в пригороде. На балансе муниципального предприятия числилось 9 пассажирских автобусов, 3 из которых резервных. Автобусы были не новые, возникали перебои. Но как в декабре прошлого года сообщал Валентин Немич, они быстро устранялись за счет резервных транспортных средств. В качестве субсидий в 2016 году предприятию было выделено 1229000 рублей. МГУП «Дружба» ликвидировали. Среди прочих причин называли долги по налогам, жалобы сельчан и вопросы к руководству предприятия. Тем не менее, мнения сходятся в одном – автобусы ходили.
У сельчан спрос на транспорт есть. Законы рынка просты – спрос рождает предложение. С экономической точки зрения содержать маршрут не выгодно? Значит, предприниматели должны получать субсидии. Вопрос касается благополучия жителей округа, вне зависимости от того как далеко от города они живут и какого качества дорога ведет к их дому. Если МГУП «Дружба» не хватало хозяйственного управленца – нужно было искать.
В курсе проблемы все, кто может её решить, но ситуация не меняется месяцами. Предприниматели в качестве оправдания перебойной работы, говорят о проблемах своего бизнеса. Решения проблемы нет ни у кого, и когда оно появится - неизвестно. С перевозчиком заключен договор. Не получается решать мирно, применяйте санкции в рамках договора и закона. Впереди зима. К уже имеющимся проблемам прибавится еще и ненастная погода. Как быть людям?
Слово редактора
Речь о целесообразности содержания МГУП «Дружба» шла весь 2016 год. Взвесили все за и против и решили закрыть. Были на то действительные причины или нет – вопрос не сегодняшнего дня. Жителям округа нужно ездить в город, в поликлинику, на рынок, по любым своим делам, но они не имеют свободы действий.
18 октября заседание было на грани срыва. Пришли минимальное количество народных избранников – 11. Именно столько голосов нужно, чтобы принять решение по тому или иному вопросу. Проголосуй какой-нибудь депутат против принятия любого проекта решения из повестки дня, этот вопрос пришлось бы переносить на другое заседание. В тот день заговорили депутаты, которые обычно предпочитают молчать. Наталья Федорова, заговорила об общественно транспорте. Впервые за долгое время высказался Файзулла Тулебов. Что стало поводом для выступления депутатов – «молчунов»: отсутствие на заседании «говорящих» или действительно накипело?
Возникает и другой вопрос: почему явка на заседания такая низкая? В августе на совете присутствовали 13 человек, в сентябре – 14. В октябре на внеочередном совете – 12 депутатов, на очередном – 11. Ведь не важные вопросы Совет не рассматривает. Если у «молчунов» настал предел кипения, может «говорящие» устали слушать отговорки администрации по задаваемым вопросам и принимать заведомо утопические решения? Выделили деньги на улицу Ленинградскую, асфальт уложили в лужу. Приняли решение заключить соглашение о социальном партнерстве, так теперь люди к домам подъехать не могут.
Пожалуй, нет на сегодняшний день в городе реализуемого проекта, к которому не возникают вопросы. А может депутаты устали от проектов решения, которые требуют серьезного изучения, но подаются с нарушением утвержденных регламентов за несколько дней до заседания, а то и во время него. Ответственность то серьезная.