Этика водителей
Для перевозчиков установлены нормы и правила. Среди них следование определенному маршруту, что позволяет знать время (с небольшой погрешностью) прибытия и отъезда с автобусной остановки пассажирского транспорта. Соль-Илецкие перевозчики в установленные графики укладываются не всегда. На вопросы пассажиров о причине задержки почти в тридцать минут, водители и кондукторы отвечать не желают. Вообще у водителей маршруток свое понятие об этике. И у пассажиров даже свой анти-рейтинг есть. Почетное третье место сольилечане отдают обобщающему понятию «хамство» и отмечают, что водители и кондукторы зачастую крайне грубы с пассажирами, без всяких на то причин. На втором месте случай «переборщил со сдачей». Пассажиры на выходе получают сдачу, а когда водитель понимает, что денег отдал больше чем положено, сыпет нецензурную брань, хотя люди торопясь выйти из транспорта, не обращают внимание на разницу в рублях. На первом месте – товарищ, который ездит с водителем на пассажирском сидении не пускает пассажиров занять два потенциально свободных места при сильной загруженности.
А пока жители центра жалуются на моральную составляющую, в отдаленных микрорайонах люди ходят до остановок за несколько кварталов по разбитым и неосвещенным дорогам. И им не до этики.
Время перемен?
Разрастаются микрорайоны «Зеленый клин», «Ташкент», «Новый элеватор», а маршруты не меняются. Когда люди покупали участки, им обещали доступную инфраструктуру, но фактически они отрезаны от нее. Тяжелее всего приходится мамочкам с малышами, школьникам и пенсионерам.
- У нас автомобиля нет, - рассказывает Александра, жительница микрорайона «Зеленый клин», - я дома с малышом, а восьмилетний сын идет четыре квартала пешком, чтобы попасть на автобусную остановку. Ладно если бы по тротуарам, или хотя бы по дороге ровной, а то по страшной грязи. А ведь ребенку в школе нужно еще и выглядеть опрятно!
На «Новый элеватор» ходит только автобус с маршрутом №2.
- От нашего дома до места остановки общественного транспорта около пятнадцати минут ходьбы по бездорожью, - рассказывает Альфия, жительница микрорайона «Нового элеватора», - мой сын учится в школе №1. Маршрут №2 кольцевой и не позволяет от нашего района доехать до школы, только наоборот - от школы до дома. Поэтому мы, как и многие другие жители возим ребенка на занятия на личном транспорте. Те, у кого нет автомобиля, складываются на такси и отправляют детей скопом.
У жителей нового «Ташкента» те же проблемы, что и у жителей других, активно строящихся районов, потому что остановки общественного транспорта определены много лет назад. В среднем путь до остановки составляет от трех до шести кварталов. К длительному пути прибавляется и время ожидания маршрутки.
Глава округа, кстати, до данного вопроса ещё не добрался.
- Я еще не добрался просто, я вам честно могу сказать. До схем не добрался, чтобы посмотреть по каким улицам они ездят, как проложены маршруты. Но посмотрю, - сказал Алексей Кузьмин на встрече с жителями округа.
Скажете: конечно, не добрался, всего несколько месяцев на посту. А как же команда специалистов, которые занимают свои кресла уже не первый год, им тоже некогда?
На территории Соль-Илецка семь действующих маршрутов, а ежедневное общее количество транспортных средств на маршрутах составляет 25 единиц. Не все соблюдают графики движения, не обеспечивают выпуск на линию автомобилей, при этом не уведомляя контролирующую организацию. Из-за этого стабильное функционирование транспортной системы города нарушается. Договора с перевозчиками, работающими сегодня, были заключены ещё в 2012 году. В прошлом году они были продлены, а позже согласно вступившему в силу закону, соглашения были отменены, вместо них предпринимателям были выданы свидетельства о совершении пассажирских перевозок.
Права и обязанности
Чтобы возить людей по маршрутам нужно быть предпринимателем, иметь свидетельство на осуществление пассажирских перевозок, лицензию. При выдаче необходимого пакета документов проведут оценку транспорта, проверят наличие страхового полиса, как для пассажиров, так и для транспорта. Перевозчик обязан соблюдать график движения, а в случае поломки транспортного средства – заменить его исправным. Пунктов в договоре много. Если выявляются злостные нарушения, в отношении перевозчика составляются акты, которые направляются в суд о признании ранее выданного свидетельства не действительным. О нарушениях могут сообщить и жители округа. Для этого нужно обратиться в «Управление городского хозяйства».
Проверили перевозчиков и сотрудники полиции. С 28 марта по 3 апреля на территории округа проходило профилактическое мероприятие «Перевозчик». Его целью являлась снижение аварийности с участием транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
- В результате проделанной работы выявлено 18 нарушений ПДД водителями транспортных средств, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа, - сообщили в пресс-службе ОМВД России по Соль-Илецкому городскому округу.
Полицейские выявили и 3-хводителей легковых авто, которые не имели соответствующих разрешений, но людей перевозили. Им грозит штраф до двух тысяч рублей.
Перемен не предвидится
- Конкурс по выбору перевозчиков на территории города отыгран еще в 2016 году на срок в пять лет, - сообщил директор «Управления городского хозяйства» Владимир Гладков, - до истечения данного срока никаких изменений в пассажирских перевозках города не будет.
Сообщил Владимир Александрович, что ближе к осени в данной сфере ожидается лишь одно изменение, но оно касается поселковых перевозок.
7 апреля в областном центре состоялся первый съезд перевозчиков Оренбуржья. Говорили о повышении эффективности работы транспортных компаний. Говорили о внедрении электронной системы (о переходе на безналичный расчет, прим. ред.), позволяющей сделать работу перевозчиков более прозрачной. Говорилось и о том, что общественный транспорт должен быть безопасным, комфортным, доступным, при этом тарифы не должны расти.
На областном уровне хотят перейти на безналичный расчет, а в Соль-Илецке до сих пор ездят полуразваленные газели, где даже двери не автоматические. Специалисты отдела говорят, что перевозчики находятся под контролем и за нарушения составляются акты, но на маршруты выходят те же предприниматели. И срок действия контракта с ними закончится только в 2021 году! Спрос в Соль-Илецке велик – люди жалуются, что не всегда помещаются в газели. Взять, к примеру, остановку на улице Орской в 18:00, когда взрослые едут домой с работы, а дети со школы и ДШИ. Почему тогда на маршрутах не прибавляется транспорта? Похоже, перевозчики просто работают по своим правилам.