Поводом для публикации послужило выступление на октябрьском очередном Совете депутатов Натальи Федоровой. Тогда были подняты вопросы «унижения человеческого достоинства», которые вытекали не только из «халтурной» работы перевозчика, но и из внешнего вида пассажирской газели. В администрации сообщили, что работы по возобновлению движения транспорта по данному маршруту ведутся. Из собственных источников нам стало известно, что администрация готова расторгнуть контракт с подрядчиком, вот только альтернативы нет.
Много причин одной проблемы
Перебои с перевозками возникали ранее и в селе Кумакское. Сегодня до Соль-Илецка и обратно ходит автобус, который принадлежит жительнице села Сание Табыжбаевой и её супругу, который сам работает водителем на маршруте. Семья смогла выстроить работу, поэтому остаться в стороне после публикации не смогла.
- Чуть меньше года назад, после того как Булыгина убрали (директор ликвидированного МУГП «Дружба» Александр Булыгин, - чье предприятие отвечало за пригородные перевозки, - прим.ред.), Александр Петренко, который до этого момента работал на маршрутах в трех селах округа Саратовке, Михайловке и Линевке, принял участие в торгах, выиграл тендер и стал перевозчиком практически во всех селах окру- га, в том числе и в селе Буранное, - сообщила Сания Аманжоловна, - сегодня от него по при- городу двигается 3 автобуса (2 из которых его и 1 мой личный), а также 4 газели. Если газель ломается, как это получилось в случае с Буранным, то резервного транспорта на замену просто нет. Администрация в курсе этого и намеренно не оказывает помощь.
Со слов Сании Табыжбаевой, у администрации есть автобусы, которые работали в МУГП «Дружба» до ликвидации предприятия.
- Еще три муниципальных автобуса стоят в МУП «БиО». Они рабочие и в резерв можно было их пускать, но администрация не хочет. Дотаций, которые Александр Петренко мог бы направить на ремонт транспорта, нет, - продолжила Сания Аманжоловна, - газель, которая ходит на Буранное не может быть грязной, за этим тщательно следят. Утром перед выходом на маршрут мы едем за путевками, где транспортные средства осматривает инженер, и если оно не исправно, то на маршрут автобус никто не выпустит.
Владельцы «опороченной» газели со словами депутата в корне не согласны.
- Наша семья работает на маршруте с весны, и газель ходила бесперебойно. Маршрут включает в себя не только Буранное, но и Трудовое, Ветлянку и Изобильное. Дорога до города ужасная, желающих занять наше место - нет. Перебоев в работе не было, однако люди проходили мимо газели и садились в припаркованные рядом автомобили такси, - рассказывает Марина Титова. Грязно в нашем транспорте не было, так как я сама перед рейсом провожу уборку. Конечно, учитывая состояние дороги, начались поломки. О том, что газель не может выйти на маршрут нами сразу сообщалось работодателю. Сегодня автомобиль ещё на ремонте. Как поломки устранят, мы выйдем на маршрут, и снова будем работать согласно графику.
Маршрутная газель "Соль-Илецк - Буранное"
Вопросы о том, есть ли в договоре пункт, согласно которому администрация, заключившая контракт с подрядчиком, предоставляет на время ремонта основного пассажирского транспорта резервный, и действительно ли во владении есть, как минимум три рабочих автобуса, мы задали ведущему специалисту отдела по строительству, транспорту, ЖКХ, дорожному хозяйству, газификации и связи Антону Сидневу.
- На сегодняшний день договора с пассажирскими перевозчиками не заключаются. Отношение между заказчиком - администрацией и перевозчиком регулируется 220-ФЗ, в котором четко прописаны пункты, обязанности сторон, а так же причины, по которым заказчик может расторгнуть контракт. По поводу автобусов, которые перешли к администрации после расформирования МГУП «Дружба», то они действительно были, но этим вопросом занимаются другие ответственные лица, - пояснил Антон Николаевич.
Другие ответственные лица из имущественного отдела администрации округа отказались от устных комментариев, предложив направить письменный запрос.
Планы на развитие
Индивидуальный предприниматель Александр Петренко в пассажирских перевозках работает не первый год и всю «кухню» знает не понаслышке. Именно он выиграл тендер на пригородные перевозки в округе. Первый вопрос, который был задан перевозчику – есть ли резервный транспорт, который может ходить по маршруту «Соль-Илецк – Буранное»?
- Резервного транспорта на данный маршрут просто нет. Когда я только начинал работу по маршрутам пригородного направления, администрация обещала перспективу. Вплоть до того, что имеющийся у них муниципальный транспорт можно будет арендовать с последующим выкупом, - рассказал Александр Николаевич. А когда пассажирские перевозки перестали быть головной болью администрации, рыночная стоимость транспорта выросла запредельно.
Как сообщил Александр Петренко, к выплате зарплаты работникам, заправке топливом и содержанию транспорта, уплате налогов и аренде помещения у него прибавилась оплата платной стоянки на автовокзале. Когда оренбургские перевозчики платят за данную услугу на железнодорожном вокзале областного центра 5000 рублей в месяц, Петренко выставляют счет на 22 500 рублей. Еще одна важная проблема перевозок - пассажирский транспорт начали вытеснять службы такси.
- Когда долгое время работаешь себе в убыток, потому что жители сел проходят мимо газели и садятся в такси, приходится отказываться от некоторых маршрутов, - продолжил перевозчик, - как только транспорт перестает выходить на маршрут, цены у таксистов повышаются, и люди начинают жаловаться на дорогой проезд и требовать возобновить работу пассажирского транспорта. Предприниматель работает в убыток, поэтому компания находится на грани закрытия.
- Было много планов по развитию. Например, я хотел организовать автобус, который будет забирать в выходные студентов из сел и напрямую отвозить в Оренбург. Но сейчас я работаю в убыток. Власти говорят: поднимай цены. Жители просят этого не делать, зарплаты то в селах мизерные. Мною уже написаны письма с призывом о помощи депутатам и главе округа. Если никто не услышат нас, организации просто не станет, - завершил Александр Петренко.
Умышленное разрушение?
Не остался в стороне после публикации и Александр Булыгин, директор ликвидированного МУГП «Дружба».
- Я официально могу заявить, что предприятие МУГП «Дружба» было развалено специально в угоду личных целей и амбиций. Двадцать человек предпенсионного возраста лишились работы. В 2016 году организация уплатила налогов на 1,5 миллиона рублей, а дотаций получила на 1,2 миллиона, т.е. в казне, так или иначе, осталось 300 тысяч рублей. И проезд был дешевле. Да у нас проблемы были, но разве они куда-то исчезли сейчас? Власть и депутаты не реагировали на просьбы о помощи. В апреле нам объявили, что нас объединяют с МУП «БиО», но по факту объединения не было, лишь забрали два автобуса и кое-что из «барахла», а мы остались безработными. Депутаты должны решать, а глава исполнять их решение, а у нас все наоборот, - высказал свое мнение Александр Григорьевич.
Нелогичность происходящего на маршрутах пригородного сообщения удивляет. Муниципальное предприятие уже не существует, кем и для каких целей - вопрос другой. Частный перевозчик с многолетним стажем испытывает серьезные трудности. Безусловно, даже четко отлаженная схема может дать сбой, но не второй раз подряд. И снова за громкими разговорами и заявлениями, за ссылками на контракты, за претензиями сторон друг другу скрывается проблема обычных сельских жителей. Им неважно как строится политика и экономика пассажирских перевозок. Они хотят просто выйти на остановку и доехать до города вовремя, недорого и в комфортном транспорте.