Список из 127 депутатских наказов, претерпевая минимальные изменения, кочует от заседания к заседанию. Отчет за первое полугодие 2023 года состоялся 30 августа.
Весь перечень уже давно не зачитывается докладчиком, все народные избранники наизусть помнят, о чем просили их жители. Последний доклад мало чем отличался от предыдущих на начальном этапе. Депутаты спросили о дорогах, мусорных баках, благоустройстве. А вот дальше все пошло не по типичному сценарию.
Чего не стоит ждать…
В отчете каждому наказу присвоен статус или добавлен комментарий. Где-то стоит дата «выполнено», где-то указано, что сделают при наличии финансирования. Есть и пометка «не планируется». Депутаты уточнили у докладчика, что это значит.
— Какие наказы мы не видим даже на пятилетку в исполнении, мы о них пишем – «не планируется», —сообщил начальник отдела по строительству, транспорту, ЖКХ, дорожному хозяйству, газификации и связиАнтон Сиднев.
Итак, о чем не стоит и думать ближайшие пять лет. О строительстве капитального моста через реку Песчанка (по ул. Ивановская, переходящей в ул. Московская), школ в микрорайонах Северный и Западный, бассейна и спортивного комплекса. Не будут асфальтировать улицы Полевая, Сиреневая, Линейная, Энергетиков, что позволило бы открыть новый маршрут автобусов на Зеленом клину. Не будет центральной питьевой воды в селе Егинсай. Даже двери в школе и ограждение детского сада в селе Буранное не отремонтируют.
…И даже не мечтать
Обсуждали благоустройство привокзальной территории, она уже вторую пятилетку не покидает перечень поручений. Сейчас это заросшая и неопрятная территория с парой разваливающихся лавочек и памятником Михаилу Ивановичу Калинину. Монумент в таком ужасном состоянии, что узнать в нем председателя ВЦИК уже не представляется возможным. Но глава округа задался вопросом, а чего люди вообще хотят там видеть?
— Появился вот этот вот автовокзал, который я, по сути, не воспринимаю как автовокзал. Появилось предложение уже о его продаже, т.е. нам предлагают его выкупить. Тогда у меня вопрос: мы что хотим увидеть с этой площадью? Мы хотим увидеть привокзальную площадь, мы хотим увидеть автовокзал, мы хотим отдыхающую для наших жителей сделать? Давайте определимся и будем двигаться в этом направлении, заказывать дизайн-концепцию, соответственно оттуда будем смотреть, где финансирование взять, —прокомментировалглава округа Владимир Дубровин.
Поручений много, и все они требуют разного финансирования и подготовки, т.к. имеют разную направленность. Но все они преследуют одну цель – комфортная и безопасная среда, в которой жители могут достойно жить, отдыхать и развиваться. Но у руководства округа на этот счет другое мнение.
— Это наказы депутатов, совершенно верно. Сюда можно включить все, что угодно и сказать, что это наказ. У нас есть наказ сделать противопожарный бокс в Линевке, это 20 миллионов рублей, и прочее. Вы должны подходить к этому разумно, — сказал глава.
По легкому пути
В завершении своей речи Владимир Дубровин предложил в целом отойти от наказов и перейти на другую форму взаимодействия с жителями – инициативное бюджетирование.
— Сейчас идут у нас инициативные проекты. Их тоже можно считать разновидностью наказов депутатов. Правильно же, вы же участвуете, с населения собираете средства там. <…> Давайте определимся, участвуем в инициативных проектах и тогда они точно выполняются, потому что мы знаем финансирование, знаем чего хотят люди. Это люди хотят в инициативном проекте! Они хотят вот это, они хотят здесь. И получается у нас, и депутаты сработали, и власть сработала, — заключил Владимир Иванович.
Практика инициативного бюджетирования применяется только в сельских населенных пунктах и небольших муниципальных образованиях. Финансирование можно получить на объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения; на автомобильные дороги и игровые площадки; объекты культуры, массового спорта и отдыха людей; места захоронения и коммунальную технику. Стоимость реализации проекта не должна превышать 1,5 миллиона рублей. В сравнении с масштабными многомиллионными благоустройствами – копейки. А местной власти проект привлекателен существенной экономией, т.к. 90% денег выделяет область, 10% остается на местную казну. При этом, не менее 4% от регионального вклада должны внести сами жители. А ещё есть средства спонсоров, которые можно привлекать в неограниченном количестве. Прекрасное решение проблем местного уровня за счет вовлечения всех заинтересованных сторон: населения, бизнеса и власти. Плюс жители принимают в реализации самое непосредственное участие. А так как для софинансирования дорогостоящих проектов у людей попросту нет денег, все реализованное важное и желанное, но малобюджетное.
В 2023 году, к примеру, утверждены следующие проекты: ремонт окон и дверей в СДК села Угольное на 186 143 рубля; аналогичный ремонт в Цвиллингском доме культуры на 266 000 рублей; ремонт дорожек в детском саду села Григорьевка на 337 184 рубля; благоустройство детской площадки в селе Мищеряковка на сумму 341 164 рубля; установка карусели в сквере по улице Гонтаренко на 110 100 рублей; организация детских площадок на Тополиной за 367 990 рублей, на Орской и Железнодорожной, стоимостью 330 000 каждая.
К слову, о разумности
Все 127 поручений, данных жителями депутатам, рациональны: дороги, школы, места для отдыха и спорта. И сомневаться в том, что эти объекты нужны людям, по меньшей мере, странно. А переход от наказов к инициативному бюджетированию означает отказаться от дорогостоящих проектов. Да, в местном бюджете нет средств на строительство образовательного учреждения, но их нужно пытаться получить, участвуя во всевозможных программах и проектах регионального и федерального уровней. И пока существует список наказов, чиновникам приходится думать об их исполнении, как минимум, перед отчетом.
P.S. Если человек сомневается в целесообразности строительства в селе противопожарного бокса, хоть и за 20 миллионов рублей, насколько его нахождение в кресле руководителя разумно?