Как у них?
27 февраля в Сочи в рамках Российского инвестиционного форума легализации малого предпринимательства отвели целую секцию под названием «Легализация для самозанятых: согревающая перспектива или обжигающая реальность?».
Государство нацелено на увеличение доли занятых в малом бизнесе, но, как правило, микробизнесмены не хотят регистрировать даже малое предприятие. Здесь играют роль неподъемные налоги и другие обязательные расходы, ведь заработка после всех платежей практически не остается. Потому и путь «кнута» приведет в тупик. В рамках секции Орловский предприниматель и президент региональной ТПП Светлана Ковелёва сравнила микробизнес с «яслями», где от детей «не требуют знания сопромата». Присутствующие согласились, что нужны простые и прозрачные правила, которые соблюдались бы и бизнесом, и властью. Отметили и объём оборотов малого бизнеса, особенно узкоспециализированного или сезонного, которого хватает лишь на обеспечение себя и семьи. О развитии у такого бизнеса речь идет не часто, а принятые новые законы, например 54-ФЗ влечет за собой большую финансовую нагрузку, доходящую до 45-50 тысяч рублей за один новый кассовый аппарат, стимулом для легализации точно не является.
Как у нас?
Неделей ранее проводимого круглого стола в Сочи в нашем городе состоялся Общественный Совет по инвестиционному климату и развитию малого и среднего предпринимательства. Бизнесмены и представители власти собирались обсудить легализацию мини-гостиниц и еще ряд вопросов.
Алексей Кузьмин просил диалога:
- Хотелось бы, чтобы присутствующие здесь задавали вопросы, потому что мы хотим понять, чем мы можем помочь и как нам выстроить взаимоотношения для развития предпринимательства на территории города, - сказал Алексей Александрович.
Вопросов, предложенных в повестке общественного совета, было шесть, но главной темой встречи стала организация работы по легализации объектов временного проживания туристов: гостиниц, гостевых домов и аналогичных мест размещения. Дали слово и и.о. заместителя главы администрации округа по экономике Николаю Сахацкому. Он довел до сведения, что на момент встречи в округе создана рабочая группа из представителей всех служб, ответственных за положение дел в данной сфере. В неё вошли представители отдела внутренних дел, налоговой инспекции, пожарного надзора, Роспотребнадзора, специалисты экономического, юридического, архитектурного, строительного секторов администрации. Цель её создания – информирование и разработка комплекса скоординированных мер по легализации гостиничного бизнеса. Группа планирует приступить к работе уже в марте.
К разговору подключилась консультант управления организации работы и туризма Министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области.
- В течение пяти лет наблюдаю, что все предприниматели и те, кто занимается размещением туристов, работают по принципу «каждый за себя». Предлагаю рассмотреть вопрос о создании в Соль-Илецке ассоциации, которая будет выполнять объединяющую функцию. Вместе вы станете в три раза сильнее, - предложила Екатерина Степанова, - общественная организация сможет вести диалог с властью. Это поможет не только в решении проблем, но и будет способствовать повышению качества сервиса.
Не плохое предложение, учитывая опыт преуспевающих территорий в организации туристического потока. Порой, разрешить какой-либо вопрос можно только объединившись, а вопросы уже появляются.
Диалог предпринимательского сообщества и представителей власти сводился к необходимости информирования населения о целях проводимых мероприятий по легализации бизнеса, о требованиях федеральных и местных законов, о правилах оказания услуг, как бы это не высокопарно звучало, гражданском долге. В финальной речи Алексей Кузьмин отметил, что необходимо проработать правило или механизм легализации и донести его через СМИ.
Итоги
Подобные встречи уже проводились. Какие итоги были, никто не вспомнил. Какова была цель встречи? Если разработать механизм легализации – то этого пока не произошло. Решение о создании ассоциации не приняли, но выбрали Романа Абдюшева координатором из числа предпринимателей для эффективного взаимодействия предпринимательского сообщества и администрации по вопросам развития туризма, экскурсионной деятельности и легализации объектов временного размещения.
Договорились, что конференцию по развитию туризма «Добро пожаловать в Соль-Илецк – город у соленых озер» проведут. Только денег в бюджет на эти цели не заложили.
Чтобы достигнуть успеха в этом деле, наверное, как минимум должен появиться план действий (стратегия), причем как на краткосрочный период, так и на перспективу до 10-15 лет. Возможно, такая стратегия уже существует, но на общественном совете этого озвучено не было. Есть ли необходимость определить принципы, которыми будет руководствоваться местная власть на определенных этапах работы? Насколько важны промежуточные показатели и возможны ли изменения в долгосрочных программных мероприятиях? Подобных вопросов еще не касались.
Скачать полный текст распоряжения
Есть ли причины, чтобы платить?
Если работа по легализации туристического сектора не является лоббированием интересов крупного игрока на рынке туристических услуг региона или популистским выпадом, целью которого может быть, как положительная корректировка целевых показателей округа, так и некие политические бонусы с перспективой на рост, то в этом случае имеет смысл определить слагаемые успеха и слабые места объявленной кампании.
- Должна ли власть пользоваться авторитетом у населения? Наверно, да. В последнее время этим понятием пренебрегали, а порой и вовсе не брали в расчет. Находится ли гостиничный бизнес близких родственников сотрудников администрации в правовом поле? Почему у работников администрации округа в декларациях о доходах появляются автомобили и иное имущество стоимостью с семью нолями? Подобных вопросов немало и с ними предстоит столкнуться новому главе.
- Стоит ли поднимать тему про эффективность использования бюджетных средств? Тоже стоит. К примеру, 25 предпринимателей, узаконивших свой бизнес, уплатят налог по 100 000 рублей в год на итоговую сумму 2 500 000 рублей. Эти деньги администрация, по решению Совета депутатов, направит на субсидирование муниципального учреждения под руководством экс-главы района. А это учреждение является прямым конкурентом на рынке сезонных товаров и услуг для тех работяг, которые все, что имеют по году, собирают в течение 2 месяцев сезона. Захотят легализоваться и платить люди в таких условиях?
Отдельным пунктом стоит вопрос и когда ставим целью пополнить бюджет на несколько миллионов за счет местных налогов (внеся смятение в ряды обывателей) и за несколько месяцев до
этого не можем освоить десятки миллионов из вышестоящих бюджетов. На уроках финансовой грамотности нам утверждали, что финансовое состояние зависит не только от наших доходов, а зависит и от того, насколько грамотно мы расходуем наши деньги. Или это просто теория?
- Готова ли нормативно-правовая база? Говорите, что нужно платить – сообщите кому, сколько и на основе чего. Есть ли документ, который учитывает интересы администрации, налоговой службы, полиции, пожарных, Роспотребнадзора и, конечно, населения? Пока получается, что у каждого ведомства своя задача. Эти задачи не объединены общим смыслом, таким образом, чтобы требования и пожелания стали понятными всем жителям округа. Необходимо структурировать и дать определение видам объектов, используемых для размещения отдыхающих, определить виды налогов доступных для этой деятельности и уложить все это в подробное, и в то же время краткое методическое пособие.
- Пропаганда. Нужно ли говорить с людьми? Необходимо создавать информационное поле для людей, которые рассчитывают только на свои силы. Если будет просто сказано «надо», это не значит, что все начнут платить. И это может самое сложное сегодня - выстроить диалог работника администрации с самозанятой частью населения, которая рассчитывает только на себя.
Первый шаг уже сделан – собрана комиссия. И не стоит критиковать работников бюджетной сферы за то, что в таком составе им удобно проводить разъяснительные беседы с населением. Не просто будет устоять населению при проверке их жилья группой людей в форме разных ведомств. Должны ли входить в эту комиссию, в том числе и люди, которые являются авторитетами для населения – избранные депутаты? Вопрос. Если глава сможет убедить депутатов включиться в эту работу в своем округе, возможно шанс на успех будет выше. На каждом уровне власти видение этого вопроса разнится и какой путь правильный говорить рано.
Послесловие
Выслушав аргументы действующих предпринимателей, выступавших на секции, участники, ранее упомянутого круглого стола в Сочи, согласились с тем, что принять решение о легализации может только сам предприниматель. Поэтому в качестве мер для стимулирования этого процесса в первую очередь необходимо предложить «пряник», и только потом усиливать контроль в тех сферах, где он необходим.