Согласно заключенным контрактам, Комсомольскую должны были сдать ещё 31 августа, Персиянова и Гатчинскую - 30 сентября. Вчера должны были запустить в эксплуатацию подъездную дорогу к кластеру: улицы Ленина, Победы, Цвиллинга и Сорокинскую. И только по Крюковской есть время до 1 октября 2020 года. Тем не менее, улицы к сдаче не готовы. Настолько, что подъездная дорога к кластеру выполнена только на две трети (по сообщению администрации Соль-Илецкого городского округа от 16 октября 2019 года – на 50%).
Управление городского хозяйства Соль-Илецка, вместо того, чтобы требовать качественного и своевременного выполнения реконструкции, проявило лояльность. Допсоглашениями Управление городского хозяйства разрешило дорожникам сдать Гатчинскую 23 октября, а Персиянова и Комсомольскую – 31 октября. И все равно не успели.
В муниципальном контракте предусмотрен инструмент для заказчика требовать качественной работы, а если этого не происходит, то налагать штрафные санкции для корректного исполнения или возможность компенсировать недоработки подрядчика, т.е. контролировать. Сорвал сроки? Нарушение. Штрафная санкция. Отклонился от проекта? Нарушение. Штрафная санкция. Система расчета неустоек за несвоевременную сдачу объектов непростая, комиссия переводит на цифры (на деньги) то, что не сделано и в последующем просчитывает сумму штрафа по специальной формуле, поэтому посчитать приблизительно, сколько мог заработать бюджет, не представляется возможным. И, наверное, эту работу оставим им. Проще обстоят дела с пунктами за ненадлежащую работу или отклонение от проекта. Например, в контракте на реконструкцию подъездной дороги к кластеру прописано, что за нарушение подрядчику придется заплатить 5% от стоимости работ, и это составляет 7 564 200 рублей. И такие пункты есть во всех пяти контрактах.
В УГХ этим инструментом пользоваться не стали, более того, в муниципальном учреждении сдвиг сроков считают естественным процессом.
- Увеличение сроков связано с увеличением проводимых работ. В связи с тем, что столбы убирали, провода под землю прятали, все коммуникации. Естественно, сроки сдвинутся. А по соглашению ведется следствие, решения еще нет, - прокомментировал ситуацию директор МКУ «Управление городского хозяйства» Алексей Дружченко.
Стороны договорились, что дадут дорожникам время завершить работу и не будут предъявлять претензии. Все договоренности разрушила проверка, которую привела районная прокуратура по поручению областного руководства. Выяснилось, что соглашение об изменении сроков идут в разрез с законом.
- По результатам проверки прокуратурой района в адрес директора МКУ «Управление городского хозяйства Соль-Илецкого городского округа» по факту заключения 3 дополнительных соглашений об изменении сроков выполнения работ по 3 муниципальным контрактам, заключенным между муниципальным казенным учреждением и ООО «СУ-56» внесено представление. По результатам рассмотрения представление отклонено, - сообщили в прокуратуре Соль-Илецкого района.
Так как директор УГХ представление отклонил, три иска ушло в арбитражный суд. Истец – областная прокуратура, представляющая интересы жителей округа, и администрация округа, так как является уполномоченным органом, действующим от лица сольилечан.
Как итог, администрация, возможно, сама того не желая, вынуждена судиться со «своими» - с Управлением городского хозяйства, и для неё это ново. В области рассказали, что прокуратура ранее исковые заявления в указанной сфере к органам местного самоуправления Соль-Илецкого городского округа в суд не предъявляла.
У УГХ была возможность не доводить ситуацию до суда. Можно было согласиться с протестом прокуратуры, расторгнуть заключенные соглашения и потребовать компенсацию за срыв сроков от ООО «СУ-56». Теперь, если суд удовлетворит иски, Алексей Дружченко может сам стать фигурантом уголовного дела за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Кроме того, в отношении него уже вынесено постановление (находится на рассмотрении) о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст.7.32 КоАП РФ. И все за те же три допсоглашения. Как должностному лицу - директору УГХ грозит штраф в 20 тысяч рублей, муниципальному учреждению, как юридическому лицу, штраф в 200 тысяч рублей за каждое нарушение.
Практика других регионов показывает, что без лоббирования интересов в таких серьезных подрядах обходятся редко: заказчики избавляют подрядчиков от штрафов, за что получают свой процент. Вчера, к примеру, стало известно, что экс-министру образования Оренбургской области Вячеславу Лабузову предъявлено обвинение, и он находится под подпиской о невыезде. Возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий, как раз за лоббирование интересов строительных компаний, выполнявших ремонтные работы в образовательных учреждениях области.
Если предположить, что нарушения найдут по всем объектам, сумма штрафных санкций составит 20 972 480 рублей (5% от общей суммы за реконструкцию пяти объектов - 419 449 600 рублей). Это не считая штрафов за срыв сроков сдачи дорог. Даже «скромные» 20% от этой суммы эквивалентны 4 миллионам рублей. Если предположить, что и в Соль-Илецке работают по схеме «откатов», и часть денег предполагаемых санкций за нарушенные сроки оказались в чьем-то кармане, возникает вопрос: в чьем? И какую ответственность понесут лица, реализующие такую схему. Вопросы на миллионы. С кем из соль-илецких чиновников подрядчики договорились?
Первый иск Арбитражный суд рассмотрит 12 ноября, ещё два - 18 ноября.